"Сатанизм" как психическое расстройство

У описанных сатанистов психических расстройств, которые могли бы дать основание диагностировать у них психоз, нет. Их рассказы о явлениях им сатаны и слышании его голоса нельзя однозначно определить как болезненные обманы восприятия. Понимание этих явлений выходит за рамки психиатрии как науки о психических заболеваниях. Однако вместе с тем среди действительно психически больных людей фабула сатанизма, борьбы Бога и диавола за их души достаточно распространена, она описана как религиозный психоз еще в прошлом веке и в последнее десятилетие встречается довольно часто.

В качестве примера короткая иллюстрация.

Больной шизофренией М. Он обвинялся в вымогательстве: около полудня подошел к частной продовольственной палатке, назвался рэкетиром, потребовал 10 тыс. рублей (не деноминированных), в ответ на отказ заявил, что придет из четвертого измерения с демонами и убьет продавщицу и ее детей; при задержании сотрудниками милиции пытался бежать. До совершения данного деяния был социально дезадаптированным: то находился в местах лишения свободы, то лечился в психиатрической больнице, где говорил, что с 17-ти лет его беспокоят голоса, которые ругают, "гонят" его; временами появляется демон, который "копошится в голове, прямой кишке, бьет по голове, мешает спать, не дает есть, колет иголками, диктует свое". Вместе с тем какого-либо отражения на социальном поведении идеи подвластности сатане ранее не отмечалось.

Во время пребывания на экспертизе его высказывания были довольно бессвязными, иногда было трудно понять их смысл. Он сообщил, что в 9 лет "увидел черта и попросил у него демона, чтоб тот помогал ему в жизни, чтоб в доме деньги водились". Демон пришел и поселился в его голове, шевелил его волосами, мог входить и выходить. Этот демон поселил в его тело еще двух демонов, которые дерутся между собой, разрушают его плоть. Чтобы испугать демонов (так как они могут жить только в его теле), совершал суицидальные попытки. Ощущает себя роботом. "Демоны меня любят, это единственные мои друзья... Устал от них, т.к. они отобрали мои мысли, чувства, заставляют поступать так, как не хочу... Демоны помогают мне, дают подарки, открыли третий глаз - дар предвидения. Они показывают мне, что будет; я вынужден выполнять их желания, заставили меня токсикоманить, пить, воровать, посылали ко мне гомосексуалистов... Когда они спали, я на них напал, выколол им глаза, оторвал уши... В моем сердце поселился сатана и Иисус Христос. Тело мое - храм Божий, но демоны из него не могут выйти, так как они слепы, а я закован цепями сатаны...". При целенаправленных вопросах с трудом удается систематизировать его суждения.

Хотя фабула сатаны проходит через все высказывания этого больного, назвать его сатанистом нельзя - здесь нет ни приверженности идее сатанизма, ни поведения, которое отражало бы эту приверженность. Относительное учащение такой бредовой фабулы в переживаниях психически больных в последнее время можно объяснить изменениями в общественном менталитете, в информационном поле, которым окружены больные. Болезненные переживания отражают как в кривом зеркале реалии общественной жизни. Десятилетие назад доминировали у психически больных бредовые идеи преследования агентами ЦРУ и КГБ, теперь это - большая редкость. Заполнение информационного поля сообщениями о колдунах, ведьмах, экстрасенсах, кознях сатаны и так далее стало источником болезненных переживаний. Следует отметить, что у больных, в том числе нерелигиозных, встречается бредовая убежденность, что они являются настоящими "Богом Иисусом Христом" или "Девой Марией". В некоторых случаях такая непоколебимая уверенность больных в своей божественной сущности приводила к тому, что даже окружающие начинали верить в то, что перед ними, действительно, "Бог" или "Божия Матерь" и обращались к ним с молитвенными просьбами о помощи.

Более сложными являются наблюдения в тех случаях, когда есть сочетание психической патологии с принятием, даже временным, сатанистской идеологии, когда все смешивается в единый клубок болезненных религиозных переживаний с внешними проявлениями и действиями, соответствующими сатанистской духовности.

Самым ярким примером может служить больной Н. Аверин. Его имя многократно упоминалась в средствах массовой информации, а совершенное им преступление анализировалось в духовной литературе. Опишу этот случай подробнее, поскольку между медициной, психиатрией и позицией церкви согласия по поводу его трактовки не найдено.

Экспертиза в отношении Аверина проведена в Центре им. В. П. Сербского 13 июля 1993 года. Основанием для экспертизы послужило постановление следователя по особо важным делам прокуратуры Калужской области, в котором говорилось, что 18 апреля 1993 года, около 6-ти часов утра, в монастыре Оптина Пустынь г. Козельска были убиты трое священнослужителей: иноки Трофим, Ферапонт и иеромонах Василий. В совершении указанного деяния обвиняется гр-н Аверин Н. Н. В 1991 году Аверин привлекался к уголовной ответственности, но был признан невменяемым и направлен на принудительное лечение. В феврале 1992 года после курса лечения он был выписан. Следователем было дано разрешение съемочной группе "Экран века" (руководитель студии Беляев И. К.) телерадиокомпании Останкино производить видеозапись работы экспертной комиссии.

Экспертами об Аверине была получена следующая информация. Его двоюродный брат страдает шизофренией, неоднократно лечился у психиатров. Сам Николай в развитии от сверстников не отставал. По характеру формировался спокойным, послушным, отзывчивым. Боялся темноты, одиночества, иногда ночью казалось, что за дверью кто-то стоит, хочет его похитить. Часто повторялся один и тот же сон: видел маленьких людей, которые его похищают. В школу поступил своевременно, учился удовлетворительно, интереса к учебе не проявлял. В классе всегда был спокойным, дисциплинированным, ответственным. Когда ему было 10 лет, во время службы в армии погиб его сосед. Тяжело переживал случившееся, стал задумываться о смерти, появился страх умереть, много думал о том, что с человеком случается после его смерти. Однажды ночью увидел светлый полупрозрачный человеческий силуэт, чувствовал на себе его взгляд, при этом испытал сильный страх. Понял, что к нему приходил "дух" умершего соседа. В подростковом возрасте стал задумываться о смысле жизни, добре и зле, о бесконечности вселенной, о вмешательстве высших сил в судьбу человека, иногда видел как бы из космоса маленькую Землю. Этим размышлениям посвящал почти все время, иногда не мог от них избавиться, они "раскручивались" против его воли. В этот период стал замкнутым, малообщительным, не поддерживал отношений со знакомыми. После окончания 8-го класса поступил в культпросветучилище, имел хорошие отметки по специальным предметам. В 1980 г. был призван в армию, службу проходил в Афганистане. За время службы ранений и травм не имел, что относил на счет вмешательства "высших сил", считал, что Бог "охраняет его".

После увольнения из армии внезапно стал религиозным, "фанатиком веры", исполнял все обряды, однако Библию и Евангелие прочитать до конца не смог. Уезжал в Калугу, проповедовал на улицах христианство, называл себя Иисусом Христом. Согласно показаниям родственников испытуемого, в тот период он "стал очень нервным", плохо спал, боялся ходить по улицам, говорил, что его могут убить. Несколько раз устраивался на работу, однако подолгу нигде не удерживался. В 1988 г. внезапно услышал резкий свист, стал против своей воли притоптывать. Появилось ощущение, что за ним наблюдает "некий мудрец", который знает все его мысли, от которого ничего нельзя скрыть. Внезапно появилась мысль: "Мы - роботы". В ответ услышал в голове "мыслеголос": "Ты - робот". Внутренним взором увидел светящуюся проекцию своего тела, чувствовал, как по телу передвигаются атомы. Внутренний "голос" приказал ему удариться головой о стену, он выполнил приказ, так как не мог противиться ему. Затем увидел на стене светящийся треугольник, в голове появилось изображение летающей тарелки с сидящими внутри "железными людьми", разговаривал с ними о СПИДе, катастрофах на Земле. Инопланетяне сообщили ему, что это "кара Божья". С тех пор слышал голос постоянно, считал, что это голос Бога. Голос смешил его, показывал людей в смешных позах. Голос вмешивался в его мысли, чувства, вызывал слезы, печаль, иногда напротив - радость и смех, "показывал" ему сны. Издевался над ним, оскорблял, комментировал его мысли и действия. Чтобы избавиться от этого "голоса", Аверин хотел покончить с собой, наносил себе порезы. "Голос" объявил его братом сатаны, утверждал, что при рождении в его тело вселился дух диавола.

В 1989 г. в связи с явным психическим расстройством Аверин был стационирован в Московскую психиатрическую больницу № 4 им. П. Б. Ганнушкина. При беседе с врачами был тревожен, подавлен, говорил о своей связи с Богом, рассказал, что в него "вселился бес", который, "испугавшись лечения", на некоторое время покинул его. Спустя две недели он был выписан по просьбе родственников с диагнозом: "Шизофрения параноидная непрерывнотекущая". В 1991 г. Аверин был привлечен к уголовной ответственности за попытку изнасилования, по этому делу он был амбулаторно освидетельствован в Калужской областной психиатрической больнице № 1. Жаловался на свист в голове, на голос, который не давал ему спать. Он то смеялся, то тревожно оглядывался. Иногда внезапно начинал сквернословить, кричать. Было дано заключение, что Аверин страдает шизофренией, в отношении содеянного невменяем, ему рекомендовалось принудительное лечение в психиатрической больнице.

С 21.08.91 г. по 8.02.92 г. он находился на принудительном лечении в калужской областной психиатрической больнице № 1 с диагнозом: "Шизофрения". Во время пребывания в больнице бреда и галлюцинаций у него не выявлялось, однако он был убежден, что необычные ощущения и переживания, которые у него были, вызывались вмешательством Бога. Иногда говорил, что Бог оберегает его, подсказывает ему, что делать, дает понять, что все видит. В отделении он был упорядочен в поведении, вежлив с персоналом, участвовал в больничной самодеятельности. После выписки оформил разрешение на предпринимательскую деятельность, однако ничем конкретным не занялся. Читал литературу о сверхъестественных явлениях, неоднократно посещал экстрасенсов и гадалок, от них узнал, что у него "черная аура", свойственная аду.

Через некоторое время вновь стал слышать "голос Бога", который вмешивался в его мысли. Окружающим говорил, что ему очень тяжело из-за этого голоса, он не хочет жить, что-то с собой сделает. Стал нелюдимым, замкнутым. Сказал матери, что "обозлился на Бога", так как прошел Афганистан без единой царапины, а теперь ему голоса с неба угрожают, не дают покоя. Не мог простить Богу того, что "Он его наказывает". Говорил, что "при жизни с Богом не справится, а на том свете с ним поквитается". Чтобы избавиться от "голоса", решил стать на сторону сатаны. Начал ругать Бога нецензурными словами. Заявлял, что он - брат сатаны, будет вместе с ним в астральном мире, что ненавидит Бога. Продал иконы, порвал Библию, изрубил ее. Решил за свои мучения отомстить Богу путем убийства трех его служителей. Для этого изготовил меч с выгравированными на нем цифрами 666.

В ходе следствия Аверин давал подробные показания, свою вину признавал, сообщил, что слышал голос Бога, который издевался над ним, заставлял делать то, что он не хотел. Тогда понял, что "Бог - зло", что "сам он - сатана". Заявлял, что всей своей жизнью готовился к этому убийству, так как хотел этим "достать" Бога на земле. Утверждал, что он - воин сатаны в войне Бога и сатаны за души, и то, что он совершил, нельзя считать уголовным преступлением, как не может считаться уголовным преступлением убийство противника на войне.

При обследовании в Центре им. В. П. Сербского Аверин цель экспертизы понимал правильно. Настроение было приподнятым, охотно беседовал, держался несколько высокомерно, высказывал недоумение по поводу направления его на судебно-психиатрическое освидетельствование, так как считает себя психически здоровым человеком. Жалоб не предъявлял, многословно, непоследовательно рассказывал о своих переживаниях. Говорил, что помнит себя еще не родившимся - в астральном мире "как взгляд", который "невозможно выдержать". Утверждал, что в него вселился дух сатаны, он является его братом из "круга властелинов ада". Пространно, иногда теряя нить беседы, со склонностью к бесплодным рассуждениям описывал мир вселенской борьбы Бога и сатаны, в котором он существует, заявляет, что не боится смерти, так как тогда наконец будет рядом с сатаной. С раздражением говорил, что "голос Бога", который он постоянно слышит в голове, издевается над ним, "доводит до бешенства", поэтому он решил отомстить Богу, убив Его служителей. Рассказывает, что голос запрещал, всячески препятствовал задуманному убийству, трижды он приходил в монастырь, однако не мог выполнить свою "миссию". Высказывал предположение, что если Бог допустил до этого, хотя мог ему "устроить автокатастрофу", "вызвать тяжелую болезнь" и т. д., то, возможно, мысль об убийствах внушена ему самим Богом. О содеянном говорил равнодушно, без эмоциональной окраски, считая, что выполнил свою миссию. Выражал желание быть признанным вменяемым, "чтобы его не считали сумасшедшим". Подчеркивал, что совершил убийства обдуманно, готовился к ним, не сожалеет о них. Рассказывал, что голос все время пытается поговорить с ним об этом, но он "не идет ни на какие переговоры". За несколько дней до проведения экспертного освидетельствования заявил, что про "голоса" все придумал, "просто решил на всякий случай иметь диагноз", пытался объяснить убийства тем, что "монахи считали нашу жизнь скотской". Заявляя это, улыбался, начинал рассуждать о том, что он "как властелин ада" не будет испытывать "никаких мук" за содеянное.

При экспериментально-психологическом исследовании Аверина у него были выявлены выраженные нарушения мыслительной деятельности, неадекватный характер восприятия и эмоционального отношения к практическим ситуациям, искаженные представления о своих возможностях без критического отношения к своим действиям.

Экспертной комиссией установлен диагноз: шизофрения. Поскольку убийства совершены по бредовым мотивам, было дано заключение о невменяемости. Учитывая, что бредовые переживания сохраняют свою актуальность, имеются тенденции к диссимуляции (их сокрытию), а также в связи с тяжестью совершенного, Аверину, как представляющему особую социальную опасность, рекомендовано принудительное лечение в психиатрической больнице со строгим наблюдением (в настоящее время эти больницы называются "психиатрическими стационарами специализированного типа с интенсивным наблюдением").

Основанием для подобного диагноза послужили симптомы шизофрении, характерные для этого заболевания не только по своему психопатологическому взаимосочетанию, но и по динамике развития. Заболевание началось исподволь в подростковом возрасте и манифестировало примерно с начала 80-х годов с возникновения "больших синдромов" шизофрении в виде вербальных псевдогаллюцинаций, речедвигательных и сенсорных автоматизмов, в связи с уже в 1980 г. Аверин был признан больным шизофренией.

Трагедия в Оптиной Пустыни привлекла широкое внимание средств массовой информации не столько из-за факта гибели трех человек, сколько из-за религиозно-мистической мотивации убийств. Вся фабула бредовых переживаний больного, носившая нелепый квазирелигиозный характер, формально не противоречила "нормативности" современного общественного менталитета, принявшего правомерность существования различных религиозных убеждений. Возможно поэтому основная позиция средств массовой информации совершенно расходилась с данными психиатрической экспертизы: происходившее с Авериным (а у него присутствовали явные признаки нарушения психики) представлялось журналистам не болезнью, а религиозными переживаниями. Более того, официальное телевидение добилось эксклюзивного права производить видеосъемку больного в следственном изоляторе, а также в период его пребывания на экспертизе и непосредственно во время судебно-психиатрического освидетельствования. Все это делалось по инициативе известного сценариста с целью подготовки "документального" фильма о сатанистах. Заключение экспертной комиссии о том, что Аверин страдает шизофренией, было оценено авторами сценария как "очередное злоупотребление психиатрии" - именно потому, что идея сатанизма вполне совместима с реальностью и имеет широкую распространенность.

"Сатанизмом" Аверина стали иллюстрироваться некоторые богословские труды. Однако в медицинском понимании это - проявления психического заболевания, развившегося у личности с соответствующей наследственной предрасположенностью, перенесшей стрессовые ситуации (война в Афганистане) и выражающегося в классической форме психопатологических признаков, многие из которых я в статье для широкого читателя не привел, поскольку они обозначаются специальными профессиональными терминами. Сатанистской духовной ориентации и сатанистской деятельности как таковой у Аверина не было, его "сатанизм" - всего лишь распространенная фабула болезненных переживаний. Хотя, действительно, на мысль, что у него "черная аура", его навели "экстрасенсы", к которым он обращался, пытаясь понять, что с ним происходит…

Данное нами заключение подтверждается описанием психического состояния Аверина в период его продолжающегося до последнего времени пребывания на принудительном лечении. С первых месяцев после поступления в больницу он был спокоен, однообразен. Неохотно вступал в беседу, рассказывал о своей жизни. Подтверждал, что накануне совершенных убийств постоянно слышал "голоса" приказывающего характера, ему казалось, что его телом управляют. Переживания были очень неприятные. Решил, что это Бог воздействует на него, и, чтобы отомстить Богу, решил убить Его слуг. Говорил, что ему было жалко убивать монахов, но он убил их мечом, "а меч - это оружие властелинов, от меча умереть мечтает каждый воин". Уверял, что сейчас он пересмотрел свои взгляды на религию, и хотя периодически слышит в голове "голоса" и "чужие мысли" - в основном "ругань и мат", но теперь считает, что это делает "нечистая сила". У больного отмечены выраженные паралогичность мышления и эмоциональное уплощение. В отделении держался уединенно, был послушен медперсоналу, подчеркнуто вежлив. Беспрекословно принимал назначаемое ему лечение.

На фоне этого лечения с апреля 1996 г. стал уверять, что "голосов" больше не слышит. Охотно включался в трудовые процессы, работал слесарем в гараже, пользовался правом свободно выходить из отделения. Охотно беседовал на отвлеченные темы, на тему религии. О содеянном заявлял: "Боюсь вспомнить, ошибка заключалась в неправильном понимании Священного Писания, сам по себе я не смог бы этого сделать". С начала 1997 г. больной стал усиленно молиться. Стремится уединиться и, стоя на коленях, молится, при этом бьется головой об пол, о стены, нанося себе ссадины и синяки. При беседах заявляет, что он совершил очень тяжкий грех и теперь хочет замолить его. Читая молитвы, иногда допускает ошибки и, чтобы наказать себя, снова бьется головой о стены или об пол. Наличие обманов восприятия ("голосов") отрицает. Пребыванием в больнице не тяготится. Высказывает намерение после окончания лечения уйти в монастырь и посвятить себя служению Богу. Фон настроения ровный.


Приложение 2 Обсуждение основных положений
Hosted by uCoz